О московском монорельсе

20 января 2013 г.

Макс: Итак, вопрос который многие люди задают в Москве. Мэрия сделала монорельсовую линию в Останкино, может быть вы видели.


Вучик: Да.


Макс: Которая не связана с другим общественным транспортом, и просто едет сама по себе.


Вучик: От метро нужно много пройти, чтобы пересесть на неё, и более того, оно работает только с 10 до 16 или около того, оно не ездит весь день.


Макс: Уже ездит весь день, но там очень большие интервалы. Он довольно дорогой, так как не входит в...


Вучик: Общую систему.


Макс: А сейчас многие заговорили о том, что нам нужен ещё какой-то новый тип транспорта. Например, подземный электромобиль подключенный к контактной сети. На 8 пассажиров, или вроде того... Что вы думаете об этой идее?


Вучик: Обычно людям сняться сны ночью, но некоторые продолжают бредить и днём. Разумеется, всегда есть люди, которые придумывают новые идеи, разрабатывают новые продукты, но, несмотря на то, что в транспорте было много инноваций, не бы было настолько значительных, для которых потребовалось бы создать какой-то принципиально новый вид вагонов, контактной сети и т.п. Но также и известен этот феномен, когда в городах, особенно автомобилизированных, стоящих в пробках, хотят построить какую-то систему, работающую посреди всех этих пробок, неэффективного общественного транспорта и улиц, переполненных пешеходами. Начинают мечтать, что если бы только у нас был какой-то новый вид транспорта, мы бы решили все проблемы.


Проблема тут точно не в новом типе машин. Трудно найти что-либо лучше, чем автобус, идущий по улице, трамвай на рельсах и метро, супербыстрое, со своей собственной полосой.


Так что я могу легко представить, как вы создадите новый город и скажете: «Я хочу изобрести и внедрить новую систему транспорта!». В итоге вы придёте к большинству транспортных систем, что мы и имеем на сегодняшний день. Вы поймете, почему мы пришли к этому, в результате двухсот лет совершенствования. Монорельс очень часто выступает в роли такого транспорта будущего. Кто-то рисовал вагоны, ездящие над землёй по колоннам, ещё в начала XX века, и каждые двадцать лет кто-то приходил с идеей монорельса. Но монорельс, технически не сложно сделать, у него есть преимущества перед обычным рельсом, но есть и недостатки. В большинстве случаев рельсы проще, дешевле надёжнее, можно перевести больше людей и т.п. Я могу объяснить каждый пункт подробно. Даже про различия в колёсах и... Например... Кстати есть монорельс, который висит, а есть такие, что охватывают рельс. Так вот такой монорельс не совсем моно. Ведь монорельс — значит одна рельса. «Odna relsa». Этот вид, что охватывает рельс, там два колеса сверху «сидят на рельсе», и два сбоку, и ещё два для стабильности. То есть вместо одной колёсной пары получается шесть резиновых колёс. Можете представить, что и сопротивление намного больше. Комфортность поездки далеко не так хороша, как в обычном рельсовом транспорте. Наконец, так как колесо крепиться по центру, внутри вагона намного меньше места, соответственно — не так удобно. Преимущества монорельса в том, что иногда дешевле и быстрее поставить колонны и рельс, и это проще чем с рельсами, но на деле монорельс всё равно нельзя разместить например, на Тверской или где-то ещё в городе, где точно также как нельзя проложить и обычные рельсы. Потому что люди не хотят видеть вагоны, проезжающие у них перед окном. Но люди думают: раз это монорельс, значит его легко пустить над землёй.


Многие города пробовали это, например, Сиэттл. Они построили одну линию монорельса для конкретной выставки 50 лет назад, всего две станции. И затем, когда они захотели ввести новый транспорт современный скоростной трамвай, «legkiy metro», когда они предложили это, люди ответили: «Нет, мы хотим монорельс, это транспорт будущего». Они проголосовали за это, за финансирование. А когда начали проектировать, выяснилось, что это намного дороже, чем они ожидали. И затем всё накрылось, потому что очевидно... Да, весь проект рухнул, потому что цена всё росла и росла, и физически на многих улицах у них не получалось разместить его. В теории можно подумать, что этот монорельс легко пройдёт сквозь весь город, а на деле — попробуй это построить. Мне звонили периодически инженеры-механики или аэрокосмические инженеры. Один из них пытался меня убедить в течение получаса, что намного дешевле построить монорельс, нежели метро или автобус, и это в Манхэттене, в Нью-Йорке! Наконец я сказал, что более не могу объяснять больше, чем я уже объяснил, у меня нет на это времени. Он был абсолютно нереалистичен неопытен и т.п. и т.д. Но, я не говорю что это невозможно, монорельс есть, может быть 30-40 систем в мире. Некоторые из них ездят как обычные линии. Строится одна в Сан-Паоло, в Бразилии несколько построила Япония, но ни одна из них не имеет двух веток, только одна линия, туда-сюда, ведь не так просто сделать монорельсовую сеть. Если возьмём один рельс и другой, они не могут пересечься, пути не могут пересечься, но они могут расходиться. То есть у них сложные развязки, и они не могут пересекаться и поэтому на деле, может оказаться очень сложно провести их через город.


Так что монорельс хоть и был представлен как транспорт будущего, но он так и остаётся транспортом будущего, потому что постоянно доказывает, что его время ещё не пришло, и похоже, что времена, когда он станет основным транспортом, так никогда и не наступят. Москва — это великолепный пример. Плохо спланировано от начала до конца. Неверно спроектированная, дорогая система, которая не выполняет никакой функции, оправдавшей бы строительство всего этого. Когда я был там, я видел что они ходят с интервалами, я не знаю, каждый час, в 4 часа был последний, а я пришёл в 5. То есть это система, которая даже не может финансово себя обеспечить, разве что в несколько пиковых часов. Вот такие дела с монорельсом.


Спасибо за перевод Евгению Королькову


Подписка на блоги Городских Проектов

Сбор регулярных пожертвований в Ханты-Мансийск
Собрано 111 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему