Три условия победы над летальными ДТП

9 мая 2019 г.

Многие города по всему миру сейчас заявляют о приверженности программе «Ноль смертей» и обещают бороться с летальными ДТП. Россия не осталась в стороне от этой истории — в 2018 году правительство опубликовало стратегию безопасности до 2024 года включительно и объявило, что хочет свести смерти на дорогах к нулю к 2030 году. Но одних слов тут явно недостаточно. Эксперт по транспортной безопасности Анна Брайн Шарпин считает, что благие намерения будут иметь реальный эффект только при соблюдении определенных условий. Вот три признака, которые показывают, что ваш город на верном пути.

1. Политики ставят понятные цели

По данным одного исследования, 14 стран, в период с 1981 по 1999 год ставившие себе четкие задачи по снижению смертности в ДТП, действительно этого добились. Да, наша конечная цель — ноль смертей, но пока она не достигнута, надо стремиться к каким-то промежуточным результатам. Это позволяет оценивать прогресс и использовать релевантные инструменты.

Картинки по запросу london vision zero

Политикам также стоит подумать о том, чтобы установить дополнительные критерии эффективности помимо собственно снижения смертей и опасных ДТП. Это может быть сдвиг в восприятии летальных ДТП как неизбежности или снижение разрешенной скорости. Одним из примеров правильного подхода служит Лондон. За десять лет город снизил число летальных ДТП на 45% — за счет снижение скорости машин и резидайна улиц, а в 2018 году мэр Садик Хан объявил, что присоединяется к программе “Ноль смертей”. И не просто объявил, а представил план действий, рассчитанный до 2041 года, который предполагает дальнейшее сокращение опасных аварий: на 65% относительно уровня 2005-2009 к 2022 году и на 70% относительно уровня 2010-2014 годов к 2030 году. В плане есть и другие показатели эффективности, например сокращение ДТП на определенных улиц за счет снижения скорости автобусов до 36 км/ч.

2. Безопасность финансируется из бюджета

По мере того, как люди осознают, что ДТП в наше мире стали одной из главных причин смертности, все больше представителей бизнеса готовы вкладывать деньги в повышение безопасности движения. Но силами одних только филантропов проблему не решить — власти должны целенаправленно выделять деньги на программу снижение летальных аварий. Им стоит вкладываться в это не только из моральных побуждений, но и ради процветания экономики: ДТП обходятся нам очень дорого. В России их ущерб оценили в 2% ВВП.

Картинки по запросу complete street

Исследование International Road Assessment Program показывает, что для резкого повышения безопасности движения достаточно всего 1–3% тех денег, которые сейчас тратятся на строительство дорог. Так что дело не в нехватке средств, а в отношении к проблеме. Стоит помнить, что живые городские улицы не только безопасней, но и и экономически привлекательней хайвеев и развязок. Ну а поскольку безопасность движения — комплексная задача, она должна быть учтена в самых разных проектах (и бюджетах), будь то дизайн улиц или проектирование маршрутов общественного транспорта.

3. Политики готовы к непопулярным решениям

Города, дальше других продвинулись в деле искоренения летальных ДТП, вынуждены принимать непопулярные, но жизненно необходимые меры — устанавливать камеры для отслеживания скорости машин, снижать разрешенную скорость, перераспределять уличное пространство в пользу пешеходов, общественного транспорта и велосипедов. Нередко такие меры поначалу встречают жесткое сопротивление, но по мере того, как начинает проявляться их положительный эффект, они получают все более широкую поддержку. Можно привести в пример Боготу, где было решено снизить разрешенную скорость на пяти самых опасных трассах — с 60 до 50 км/ч. До этого там каждый год погибали 150 человек, и власти хотели снизить эту страшную цифру на 32%. Общественность и СМИ восприняли это критически и прогнозировали страшные заторы, но по факту оказалось, что пробок стало меньше.

Похожее изображение

Многие города, включая бразильскую Форталезу, пытаются забрать пространство у машин в пользу других участников движения. Но чтобы осуществить эту задумку, власти города для начала реализовали проекты, которые уже были поддержаны местными жителями: снизили скорость вокруг больниц и школ и взялись за редизайн общественных пространств. А после того, как эти инициативы были встречены на ура, взялось за непопулярные меры: снизили скорость с 60 до 50 км/ч, поставили новые светофоры, проложили велодорожки, сделали выделенки для автобусов и так далее. С 2007 по 2017 год всего на двух дорогах в этом городе погибли 235 человек. После всех вышеперечисленных мер число ДТП только на одной из транспортных артерий сократилось на 41%.

Нельзя сократить число летальных ДТП, не снижая скорость машин. Если вы к этому не готовы, не стоит даже заикаться про «Ноль смертей». Политикам стоит помнить, что они несут ответственность за жизнь и здоровье своих граждан, и им не стоит делать людей заложниками своих игр.


Перевод Анастасии Ромашкевич. Оригинал.


Сбор регулярных пожертвований в Ханты-Мансийск
Собрано 111 из 10 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Ханты-Мансийск
Собрано 111 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему