Как проектировать улицы по-человечески

6 декабря 2021 г.

Одна из причин, по которой градостроители могут навредить при проектировании улиц, — они попросту забывают о человеческих качествах тех людей, которые в конечном итоге используют улицы и дороги. Проблемы возникают, если проектировщики не учитывают психологию пешеходов и водителей. Разбираем эти два момента.

Неспособность учесть психологию пешеходов

Зачастую улицы проектируют с мыслью о том, что люди совершают предсказуемые действия, которые и делают их «пешеходами». Но иногда это бывает совсем не так, и такое предположение может привести к трагическим исходам. Это может проявляться, например, в так называемых «линиях желания».

Представьте ситуацию, типичную для наших городов. Улица, по две полосы для автомобилей в каждую сторону, нужная точка притяжения — на другой стороне. Вот вы запарковались или вышли из автобуса, и чтобы попасть куда вам надо. Вам нужно пройти 100 метров в одну сторону, дождаться зелёного сигнала (если на переходе есть светофор), перейти улицу, пройти 100 метров обратно (а ещё может идти дождь или снег). Многие люди предпочтут просто перебежать — это короче и логичнее, но смертельно опасно. И с точки зрения типичного проектировщика, если кого-то собьют, то этот человек будет сам виноват, потому что не соблюдал правила для пешеходов и не подчинялся изначальной задумке, как следует ходить.


На самом деле, пешеходы тоже люди. Чтобы создавать безопасную среду, проектировщики должны помнить, что люди иногда делают странные вещи, их поведение не всегда предсказуемо, и это нормально. Люди — не машины, которым куда скажешь, туда и пойдут, и улицы должны учитывать тот факт, что люди неаккуратны.

Неспособность учесть психологию водителей

Если вы подумали, что если не пешеходам, то хотя бы водителям хорошо от такого типичного проектирования улиц — нет. Их психологию, включая восприятие риска, тоже не учитывают.

У водителей есть определённый «порог риска». Как только водитель считает, что уровень риска на той или иной улице ниже этого порога, есть тенденция восполнять этот «недостаток» другими делами — от смены радиостанции до залипания в телефоне или быстрой езды. Проектировщики часто делают дороги шире, прямее и ровнее, применяя так называемый «прощающий дизайн», когда дорога позволяет совершить некоторые ошибки без вреда или влияния на окружающих — но у этого есть и последствия. Из-за снижения непредсказуемости порог риска повышается, из-за чего водители спокойнее берутся за его восполнение другими занятиями за рулём.

В 2017 году в Великобритании по заказу Дептранса Лондона выпустили потрясающее исследование: после того, как на перекрёстках убрали противопешеходные заборы, количество смертей и травм значительно снизилось. Причём не только среди пешеходов, но и вообще всех участников дорожного движения, включая водителей и пассажиров автомобилей. По словам авторов исследования, это объясняется тем, что изменилось поведение водителей.

Сэм Райт, руководитель программы изучения пешеходных ограждений в Дептрансе Лондона, тогда отмечал в интервью: «Ограждения способствуют туннелированию зрения водителей и создают чувство, что пешеходы останутся за ними. Без ограждений люди чаще переходят улицу вне переходов — и понимание того, что пешеход может в любой момент появиться из ниоткуда, заставляет водителей ехать медленнее и внимательнее. Более того, из-за ограждений переход улицы занимал больше времени. Теперь переходы и перекрёстки стали безопаснее».

Наши улицы и дороги должны быть спроектированы так, чтобы безопасно было не каким-то теоретическим абстракциям, рассчитанным инженерами, а непредсказуемым существам из плоти и крови, которые их используют, — людям. Это означает, что нужно не правильнее использовать известные формулы, а принимать во внимание психологию водителей и ставить перед собой действительно сложные вопросы о том, как люди отреагируют на предложенный проект. Нужно, чтобы дорога не казалась безопасной, а была таковой.

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований в Ханты-Мансийск
Собрано 611 из 10 000 рублей

Еще статьи на эту тему